Контур
«Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены.
Он и от вихря в степи не отстанет.
Он не изменит, он не обманет…»
Михаил Лермонтов
Home » , , , » Древние кочевники казахстанских степей

Древние кочевники казахстанских степей

Written By Аламан Байга on четверг, 14 января 2016 г. | 0:56


В письменных источниках персидских царей впервые упоминается о племенах саков, живших на территории современного Казахстана в первом тысячелетии до н. э.
Жителей степей называют в этих источниках саками, что с древнеперсидского переводится как «великие мужи».
Упоминаются саки и в трудах древнегреческих и древнеримских ученых, которые называли жителей степей азиатскими скифами.
Саки-скотоводы вели кочевой или полукочевой образ жизни, занимались разведением лошадей, баранов, коров. Передвижение кочевников происходило по маршрутам родовых кочевий. Кочевой образ жизни способствовал контактам саков с представителями других народов и культур. В результате сформировалась специфическая культура, одинаковая для всех кочевых народов.
Их основным жилищем при кочевой жизни была переносная юрта, а во время зимовий - жилища из бревен и саманного кирпича.
Развивалось у саков и ремесло. Искусные сакские мастера изготавливали металлические (железные, бронзовые, золотые) и костяные орудия труда, оружие, украшения.
Множество предметов различного назначения было найдено археологами в сакских курганах (могильниках). Так в частности, длинная цепь курганов, относящихся к эпохе раннего железа, была обнаружена в долине Сарколь Абайского района.
Погребальные сооружения могущественных племенных вождей саков состояли из многочисленных курганов, возведение которых требовало огромных трудовых и материальных затрат. Умерший помещался в деревянный саркофаг, над которым возводился курган, а над ним каменная насыпь. Одежда и украшения в сакских захоронения свидетельствуют, что саки отождествляли своего вождя с солнечным божеством. Вместе с умершими вождями хоронили и лошадей, связанных в сакской мифологии с солнцем и огнем. Лошади играли весьма важную роль в жизни, и в частности в хозяйстве степняка.
На то, что религия саков была связана с культом огня, указывают предметы ритуального назначения (светильники, жертвенные столики и др.), сохранившиеся в курганах.
Изделия прикладного искусства, обнаруженные в сакских курганах, оформлены в скифском «Зверином стиле». Предметы с изображением зверей в движении играли у саков роль амулетов и талисманов. А сам «Звериный стиль» свидетельствовал об уже ушедшем к тому времени тотемизме саков.
До наших времен дошел древнейший праздник Наурыз, который отмечался еще 3000 лет назад.
SHARE

About Аламан Байга

0 коммент. :

Отправить комментарий