Контур
«Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены.
Он и от вихря в степи не отстанет.
Он не изменит, он не обманет…»
Михаил Лермонтов
Home » , » Карагандинский фермер вложился в конный туризм

Карагандинский фермер вложился в конный туризм

Written By Аламан Байга on четверг, 27 августа 2015 г. | 21:40

«В стране потомственных кочевников на лошадь смотрят не как на друга человека, а как на казы»


Владелец крестьянского хозяйства «Альдеран» Владимир Бонадренко привез в Абайский район табун племенных скакунов и теперь активно прокладывает туристические тропы по родной земле. Он рассказывает карагандинцам местные легенды и учит ездить верхом. Фермер мечтает разрушить стереотип о том, что в голой степи не может быть увлекательных маршрутов. А также показать, что от лошади можно получать не только кумыс и деликатесную колбасу.


Друг среднего класса

- Как ни странно, у нас всегда не хватало конного туризма, – рассказывает Владимир. – Вроде Казахстан – земля кочевников, лошади здесь всегда были. Согласно статистической отчетности, их около двух миллионом голов по стране. Но верховых практически нет. Как же так? Директор областного туристского клуба Сергей Кистанов постоянно меня спрашивал: «Сколько лошадей в твоем хозяйстве?» Раньше у меня было всего три – для объездчиков хватало: они следили, чтобы чужой скот не заходил на наши картофельные поля. Но другие-то давно держат большие табуны.


Однако сколько турклуб к ним не обращался, никто не хотел возиться с верховыми. Все только удивлялись: «Кому это надо?» О том, что нужно развивать местный туризм, говорится уже лет 15. Но прогресс очень медленный. В Казахстане, конечно, есть небольшие конные группки, например, в Боровом. Но это капля в море. По идее это должно быть массово, дешево, доступно.


У нас все, что нужно, есть: огромное количество лошадей и большие территории. В теории должно быть и огромное количество всадников. Но их нет. На лошадь смотрят не как на друга человека, а как на казы, либо как на рабочую силу.


- Ну как же?  В Караганде есть конюшни.

Владимир Бондаренко:

- Да, наша элита, наши уважаемые космонавты и министры держат чистокровных скакунов. Статус обязывает. Но это скорее понты. Средний же класс оторван от лошадей. В последние годы конные клубы только-только начинают развиваться в Подмосковье, на Урале, в Новосибирске. Но только не у нас.


И вот Кистанов меня подвиг заняться лошадьми. Но пока мы только пробуем, конные маршруты – это еще не бизнес, а скорее хобби, реализация давней мечты. В Абайском районе у нас есть кусок пастбища – около тысячи гектар. Неправильно получить эту землю и никак ее не использовать. И вот в конце прошлого года мы решили заняться коневодством, купили лошадей на Алтае и в Башкирии.


Джут

- Почему в последнее время все едут за скотом в Россию?

- Скажу конкретно о лошадях. Тут одна из причин – это цена вопроса. В Казахстане стоимость лошадей выше. Опять же во многом потому, что их рассматривают как мясо. В России же их как мясо не рассматривают, но и как верховых – тоже. То есть это недооцененный товар. Плюс понижение курса руюля. И получается, что лошади из России, даже с учетом перевозки и растаможки, стоят гораздо дешевле, чем казахстанские. Другая причина – племенное ядро казахской лошади типа джабе размыто. Местная порода веками культивировалась в этом районе. Она очень приспособлена, но малопродуктивна. Это относительно нескороспелая лошадка. Если обычная местная лошадка в девять месяцев весит примерно 180 килограммов, то новоалтайсксая – 200-240! То есть джабе дает не очень высокий выход мяса, зато отличается высокой выживаемостью. О ней можно не заботиться.


– Сама себя прокормит и обогреет?

– Совершенно верно. Не требуется практически никаких затрат – выгодное дело, если, конечно, не происходит джута или барымты. Например, в этом году была тяжелейшая зимовка. В том числе и у нас, в Захаровке. Случился самый настоящий джут: из-за затянувшихся холодов животные были в ужасном состоянии, они ослабли. Был высокий снеговой покров с коркой льда. А ведь лошади выкапывают корм из-под снега копытами. Их копыта ранятся. Животные мучаются: им то ли голодать, то ли добывать еду любой ценой. Ситуация была критическая. В конце марта мы в очередной раз спасали табун местных жителей, гоняли трактор КА-700. Пробивали дорогу со стороны Есенгельды на Захаровку. Но, несмотря на то, что лошади дошли до Захаровки и их разобрали по дворам, многие все равно погибли.


Около 400 племенных лошадей новоалтаской и башкирской пород, которых Владимир Бондаренко привез в феврале, от джута не пострадали. Их не успели выпустить в степь. После переезда животных поставили в загон, где вскоре родилось еще 30 жеребят. А в ближайшем будущем фермер планирует расширять табун до двух тысяч голов. При этом его основная цель – не переработка продуктов коневодства, а селекция и туризм. В планах – на постоянной основе приглашать профессиональных инструкторов, которые будут помогать горожанам почувствовать себя в роли настоящих джигитов. А пока областной турклуб возит на земли крестьянского хозяйства кадетские команды. Школьники общаются с лошадьми. И вместе с Сергеем Кистановым  обследуют степные достопримечательности.


Легенды и мифы

Основной маршрут уже готов. Собрав краеведческую информацию, Владимир Бондаренко пробует себя в роли гида. В его экскурсии перемешаны рассказы из трех исторических пластов. Начинает фермер с недавнего прошлого, с аварии на шахте «Абайская», о которой свидетельствует мемориальный комплекс, установленный на месте подземного взрыва.


Далее следуют элементы народного творчества. Проезжая мимо «Лебединого» озера, экскурсовод пересказывает легенду о молодом горноспасателе, погибшем при исполнении долга. Это случилось еще в советское время: молодой человек не поднялся на поверхность, после чего и его девушка (молва утверждает, что это была учительница из карагандинской школы №77 по имени Дина) умерла от горя. А вскоре после этих событий недалеко от шахты появилось степное озеро, на котором поселилась пара белых лебедей.


Другая история – о Карлаге. Владимир Бондаренко показывает путешественникам «Долину смерти». На картах она не отмечена, но все местные жители знают, что там произошло более полувека назад. Зимой в буран из Долинки в сторону Кайбаса шли порядка двух тысяч заключенных и конвой. Чтобы с наступлением темноты заключенные не разбежались, им приказали остановиться. В итоге замерзли и погибли все, кроме двух существ: собаки и молодого конвоира, согревших друг друга.


Конечный пункт путешествия – долина сакских царей. Вдоль Нуры расположены еще неизученные курганы  раннего железного века. Здесь фермер приглашает гостей в юрты и предлагает поразмышлять о героических предках.
SHARE

About Аламан Байга

0 коммент. :

Отправить комментарий